Рассуждения на эту тему мне напоминают ситуацию о том, как сложно в жизнь людей XV-XVI вв. входила печатная книга. Так, один из крупнейших итальянских библиофилов XV века, Урбинский герцог Федериго да Монтефельтро (1422-1482 гг.), затративший сказочное богатство на свою коллекцию в 1120 роскошных томов на пергамене (материал из выделанной кожи телят), не допустил в неё ни одной печатной книги, так как, по его мнению, это были не книги, а «эти варварские германские подделки под книгу».
После начала своей деятельности в Москве, вынуждены были уехать подальше, в Литву, в 1566 году, почитаемые сегодня первопечатники, Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Сначала они отправились по приглашению в имение гетмана Ходкевича, а затем, Иван Федоров – во Львов, а Петр Мстиславец – в Вильно. Сам Иван Федоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 году пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе «от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые сильно завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана в ереси и хотели уничтожить Божие дело» (то есть, книгопечетание). Противодействие введению книгопечатания на Руси вылилось и в сожжение типографии Анфима Сильвестрова, о чём сохранилось свидетельство английского посла Джейлса Флетчера, жившего в России в 1588-1599 годах: «ночью подожгли, и станок с литерами совершенно сгорели, о чём, полагают, постаралось духовенство».
Конечно, причин такого неприятия было много – от социально-экономических: становились ненужными выполнявшие работу по найму или по заказу писцы-профессионалы, а также неопытные переписчики книг и малоквалифицированные миряне, до политических: церковь справедливо полагала, что печатная книга будет способствовать более быстрому распространению грамотности, а значит, каждый сможет читать и узнавать, что ему вздумается. В частности, иосифляне (монахи последователи основателя Волоколамского монастыря) считали, что «грех есть простым людям читать Апостол или Евангелие… не читай много книг, чтобы не поддаться ереси». С введением печатной книги рушилась монополия элиты, и в особенности духовенства, на грамотность и образование.
А что же происходит сейчас? То, что с общественными изменениями переходного периода к постиндустриальному обществу, процессом глобализации, распространением интернета стала возможной и сейчас развивается быстрыми темпами совершенно новая форма обучения – онлайн. На мой взгляд, она способна решить задачу, которая давно стоит в образовании – отход от классно-урочной системы школы XVII (!) века, безусловно замечательно выполнившей свою роль в становлении и развитии индустриального общества. Образование сейчас меняет формат на "выучился-работаю" на "учусь-работаю-переучиваюсь", поэтому невозможно сейчас учить школяра или студента, не выпуская его из стен учебного заведения годами, то есть практически постоянно, поэтому растет число онлайн-курсов в сети и увеличивается количество онлайн-школ.
Кроме того, меняется роль учителя как единственного носителя и распространителя "сокровенного знания", меняется и формат класса от «учитель все знает и сейчас поделится своим знанием» на формат «учитель-эксперт и организатор, он предлагает пути, методику освоения». "Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки", писал Р. Олдингтон. Например, в учебные планы студентов НИУ ВШЭ обязательно включается онлайн-курс. Это может быть массовый открытый онлайн-курс или дисциплина в формате blended learning, когда студенты изучают часть предмета дистанционно. Еще в 2017 году почти 13 тысяч студентов НИУ «ВШЭ» изучали 151 онлайн-курс в формате blended learning. Треть изучаемых студентами курсов было разработано «Вышкой» Онлайн и уже сейчас НИУ ВШЭ занимает четвертое место среди всех университетов по количеству онлайн-курсов, а к 2024 году в планах НИУ ВШЭ вообще перевести все теоретические занятия со студентами в онлайн-формат. Мои выпускники, сейчас студенты бизнес-школ Швейцарии, давно делятся фактами, что почти половина курсов в данных учебных заведениях преподается дистанционно.
Помня мысль Петрония: "Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя", проанализируйте основные принципы массовой школы, сформулированные ее основателем и теоретиком Я.А.Коменским:
- постоянный состав учащихся, находящихся ориентировочно на одном уровне развития;
- проведение занятий в конкретное время по стабильному расписанию, предусматривающему чередование учебных предметов;
- руководящая роль учителя в течении всего периода обучения.
И вспоминая фразу, что "Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться", рассмотрите только некоторые черты современного онлайн-образования:
- гибкое расписание и график занятий, учитывающий время и силы ученика;
- возможность многократно обращаться к материалу занятия, занимаясь в своем темпе;
- выбор формы преподнесения материала, который требуется освоить;
- выбор учителя: темп и качество речи, тембр голоса, яркость и понятность представляемого материала и прочее;
- возможность вести образ жизни по своим приоритетам (спорт, музыка, художественная школа и проч.), при этом успешно осваивать школьную программу.
Сравнили? Даже, уже мной упоминаемый, Ян Амос Коменский считал, что «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха» (книга «Великая дидактика»).
А как вы относитесь к онлайн-обучению? Что вас пугает или отталкивает от такой формы обучения? Как вы видите образование своих детей? Что для вас онлайн-школа и нужна ли ребенку сегодня свобода в обучении?
Делитесь, пожалуйста, своими мыслями в комментариях к статье.
авторизуйтесь