Вы не знаете как писать экзаменационное сочинение (эссе) по обществознанию? Вы считаете, что этот вид задания ЕГЭ не для вас и он так сложен, что для того, чтобы научиться его писать на максимальные 6 баллов (из 65 баллов за всю работу) вам будет необходимо очень много времени? Словом, вы готовы идти на экзамен либо с намерением вообще отказаться от данного вида работы (а по данным статистики прошлых лет, так делает почти половина выпускников) или решили, что окончательно «все расставит по местам» сам экзамен, то есть «как получится», будет «удобная» знакомая тема – будете писать, а если нет, то…
А задумывались ли вы, что означают эти 6 «сырых» баллов, в пересчете на тестовые от 100-балльного сертификата? Можете смело умножать их на 2, но это минимум и, скорее всего, потери будут еще больше. Я, как педагог, который обучает и готовит к ЕГЭ учащихся с 2005 г., считаю, что бороться на экзамене нужно за каждый балл. Как показывает практика, при поступлении оказываются очень нужными эти самые 1-3 «недополученных» балла. А в случае с эссе, у вас есть замечательный шанс набрать за одно задание больше всего баллов, чем за любое другое задание экзаменационной работы. Ведь вы уже идете на экзамен с готовой «шпаргалкой» в голове, если умеете его писать, как-бы приносите его основные части с собой, так как уже понимаете, что и как, в основном, вы можете использовать и досконально знаете, что вам нужно делать, чтобы быть успешным. Остается только адаптировать эти знания в контексте выбранной темы и написать!
Почему еще так важно овладеть умением писать обществоведческое эссе? Как считают специалисты ФИПИ (Федерального института педагогических измерений, который занимается составлением КИМов ЕГЭ), а я с ними полностью согласна, «создание самостоятельного текста по избранной теме (эссе) может очень многое сказать об уровне подготовки ученика». В своем Анализе результатов ЕГЭ в п.29 (сочинение) по обществознанию они указывают, что «умение раскрывать смысл авторского суждения демонстрируют около 58% выпускников; умение привлекать изученные теоретические положения общественных наук – около 18,5%; умение самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы – около 25,6% участников экзамена». Таким образом, неумение написать обществоведческое эссе, абсолютно точно не даст вам возможности набрать высокий балл сертификата. А у вас, надеюсь, такая задача есть.
Что это умение может дать вам с практической точки зрения, то есть не только для высокого балла на экзамене, а что называется, «для жизни»? Думаю, вы согласитесь, что грамотно, логично и четко излагать свои мысли, представлять свою точку зрения, убеждать необходимо каждому современному человеку. Кроме того, вы наверняка мыслите себя в рядах студентов, а значит впереди у вас рефераты и курсовые, дипломная работа наконец, и значит все эти умения постоянно будут востребованы.
Вчитаемся в само задание – п.29. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты, поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. И приведите не менее двух примеров из различных источников для иллюстрации ваших аргументов.
Специалисты ФИПИ считают, что «форма мини-сочинения дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности высказываний… Подготовка небольшого сочинения по избранной теме является наиболее творческой частью экзамена, и анализ результата здесь труднее всего укладывается в довольно жесткие рамки стандартизированного оценивания. Поэтому в данном случае при оценивании используется совокупность обобщенных критериев: 1 баллом оценивается раскрытие смысла высказывания, остальные 4 балла равномерно распределены по уровням аргументации: теоретическому и фактическому… Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критериям К2 – К4 колеблется от нуля до одного-двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не понял (или раскрыл неверно) смысла высказывания, не обозначил поставленной автором проблемы (выдвинутой темы), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов».
«Предупрежден – значит вооружен». То есть, из самого задания, мы смело можем выделить те позиции, которым нужно уделить особое внимание при написании эссе. Итак, чтобы быть успешным, необходимо:
1. Точно понять и раскрыть смысл высказывания, которое выбрано (из 5 представленных) нами как тема сочинения. Сформировать и высказать свою точку зрения на затронутую автором проблему (мы имеем право и не согласиться!). Нужен не перифраз авторского высказывания, а «вскрытие» того смысла, который в нее автором заложен. Нужно как бы ответить на вопросы: «О чем это он?», «Какую тему курса он поднимает?», «Что этим хотел сказать?».
2. Вспомнить и продумать логику представления аргументов в защиту своей позиции или доказательства позиции автора (если мы с ним согласны) с опорой на теоретический материал, известный нам из курса обществознания. Напомню, что аргумент – это доказательство, отвечающее на вопрос «Почему я так считаю?».
3. Предложить в качестве иллюстраций к своим аргументам (всем или нескольким, но не менее, чем к двум) иллюстрации в виде примеров, то есть «словесных картинок», которые могут быть статистическими данными, материалами, приведенными в учебниках (истории, литературы, географии и других), в различных СМИ и даже «случаями» –моделями из собственной жизни. «Важно, чтобы фактическая составляющая находилась в органической связи с теоретической составляющей ответа, а не присутствовала, что называется сама по себе, как некий необходимый довесок к ответу». По условиям экзамена таких примеров обязательно должно быть не менее двух и из разных источников. Что может являться источниками примеров? Это ваши знания из других учебных дисциплин, в первую очередь курса истории, и, конечно, может быть востребована литература и любой другой предмет школьной и не только программы (олимпиадный уровень). Это сообщения СМИ, факты современной общественной жизни (общеизвестные). Это смоделированные вами ситуации, в которые вложен ваш социальный опыт.
4. Выводы (умозаключения) на основе аргументаций, высказанных выше.
Могу совершенно точно сказать, что в моей педагогической практике еще не было случая, чтобы человек, который системно учился писать эссе, не смог бы успешно это сделать на экзамене. На экзамене ничего не может написать только тот, кто ничего не писал и раньше. Вот и весь «секрет».
Хотите научиться писать эссе – пишите! В помощь вам шесть занятий-вебинаров, Памятка для работы над сочинением, многочисленные примеры (файлы можно скачать) уже готовых эссе на разные темы в каждом тематическим блоке на нашем сайте в разделе Практика Курса подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Если вы хотели бы пройти весь курс обучения, с детальным рассмотрением особенностей написания эссе в каждой из областей обществоведческой сферы – философии, экономике, социологии и социальной психологии, политологии и праве, почитать примеры эссе в каждой сфере, написанные по всем критериям на самый высокий балл, то приобретите доступ к записям цикла вебинаров-практикумов, посвященных написанию обществоведческого эссе в Курсе подготовки к ЕГЭ. Посмотрите часть первого занятия бесплатно и примите решение.
Желаю успехов!
авторизуйтесь